Блог

Будущее СЭД или «Разрежь тортик!»

В последнее время мы наблюдаем как в больших компаниях: банках, ретейле, девелопменте происходит IT-трансформация бизнеса. Даже не так, сам их бизнес становится IT – бизнесом. И совершенно очевидно, что разработку своих бизнесовых продуктов они не будут отдавать на аутсорс. И весь аутсорс сводится к аутстаффу. Что же в этой связи ждет системы электронного документооборота (СЭД)?


В классических бизнес-моделях банков, ретейла и девелопмента были, и во многом остаются, фронт-офис и бэк-офис. И, по сути, IT системы в этих компаниях разделялись так же. Системы электронного документооборота традиционно относились к бэку. Но в свете IT-трансформации, информационные системы стали вертикально-ориентированы. Они пронизывают всю организацию и отбирают место у «классических» IT систем. Из-за недостатков классических СЭД, продуктовым командам приходится в каждой компании изобретать свои велостиСЭДы внутри своих продуктов, хотя СЭД-вендоры и команды внедренцев СЭД могут усилить своими наработками и компетенцией продукты этих новых заказчиков. Т.е. продуктовые команды IT-трансформированных компаний – это новые клиенты. Это новый, пока не очень понятный, но сильно растущий рынок.


Существует, на мой взгляд, одна проблема, которая тормозит применение СЭД в продуктовых разработках: монолитность.

Есть 2 аспекта этой проблемы.

1. Невозможность горизонтального разделения: продуктовая команда не может использовать какой-то интересный кусок системы электронного документооборота и заюзать их у себя. Возьмем, например, работу с файлами: версионность, предпросмотр, множественные и распределенные файловые хранилища, работа с гигантскими файлами нельзя зимплементить у себя в проекте. Или нельзя, не покупая СЭД, просто использовать BPM движок.

2. Невозможность вертикального разделения: почему в СЭД не могут работать все контрагенты компании? Да, мы в Таргет сами создаем системы для огромных холдинговых структур, в которых могут быть сотни компаний, участвующих в создании такого сложного продукта, как например, жилой дом. Но не об этом речь. Почему в СЭД человек доложен быть обязательно авторизован? Почему система электронного документооборота не работает как интернет-магазин: кто угодно может прийти на сайт и получить взаимодействие с компанией? Почему вендор не озаботился такой лицензией? Да, есть конкурентные лицензии, но сегодня на сайте одновременно 10 человек, а завтра 1000. И что? Одиннадцатому потенциальному покупателю система покажет шиш с маслом? Ну и какой бизнес купит такую систему?


Т.е я хочу сказать, что современный вендор СЭД должен сам трансформироваться: нужно нарезать свой монолит на классные кирпичики с хорошим интерфейсом и дать возможность продуктовым командам лепить из них свои продукты, при этом, если эта продуктовая команда хочет создать свой СЭД – вот пожалуйста вы можете это сделать. СЭД-партнеры могут консультировать и дорабатывать эти кирпичики или создавать свои новые продукты: специализированные CRM, Service Desk, web-сайты. И разделение это можно, кстати сделать просто на уровне лицензий дающих доступ к определенным кускам API.


Вообще говоря, этот процесс уже идет, некоторые вендоры выделяют кусочки СЭД в отдельные продукты со своей лицензией: кто-то выделяет BPM, кто-то интеллектуальное распознавание документов. На наш взгляд этого пока мало и не системно. Тех ребят, кто это поймет в ближайшее время, и возьмут в будущее. Они и освоят этот растущий рынок.